0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Гигиена полости рта для детей: обучение, выбор щетки и пасты для ребенка школьного возраста

Гигиена полости рта у младших школьников

Скачать:

ВложениеРазмер
tekst.doc335.5 КБ

Предварительный просмотр:

«В человеке должно быть все прекрасно: и лицо, и одежда, и душа, и мысли».

Детская улыбка… Сколько радости доставляет она нам. И как обидно, если лицо ребенка искажается от зубной боли. А ведь в этом часто повинны взрослые.

В процессе жизни ребенка зубы подвержены различным заболеваниям; наиболее распространенным из них является кариес, который поражает зубы детей и взрослых. Кариозная болезнь в большей степени возникает в периоде роста и развития организма. Например, из данных обследования детского населения установлено, что до полуторалетнего возраста кариесом вообще не болеют. У детей от полутора до трех лет зубы поражены кариесом до 1.4%, а в возрасте от трех до семи лет уже в 2.5% случаев. Поражение зубов кариесом нарастают до девятнадцатилетнего возраста, а затем частота кариеса постепенно снижается.

Учёные установили, что состояние зубов ребенка определяют многие факторы: режим и питание будущей матери в период беременности, питание самого ребенка, перенесенные им болезни.

Высокая степень кулинарной обработки пищи, потребление консервированных продуктов, а также значительный рост потребления рафинированных углеводов в виде сладостей могут служить причиной развития кариеса зубов.

Нарушения, возникающие в одном из звеньев этой цепи, в той или иной степени отражаются на состоянии зубочелюстной системы ребенка. Но немаловажное значение имеет и гигиена полости рта. Наблюдение врачей-стоматологов указывают на то, что кариес зубов и заболевания тканей пародонта чаще бывают у детей, не соблюдающих гигиену полости рта. А повседневная практика свидетельствует: уход за зубами не стал еще прочным навыком для большинства детей младшего возраста.

Чем же вызвана необходимость регулярного ухода за полостью рта?

Актуальность данной работы.

К двум-двум с половиной годам ребенок становиться обладателем 20 молочных зубов. В этот период в связи с сокращением межзубных промежутков и уменьшением слюноотделения затрудняется естественное самоочищение зубов, характерное для детей более младшего возраста. Кроме того, преимущественное употребление детьми мягкой, измельченной пищи (каши, паровые котлеты, пюре, мягкий хлеб) не способствует очистке зубов в процессе жевания. В результате во рту скапливаются пищевые остатки. Они являются хорошей питательной средой для многочисленных микробов. Под влиянием бактерий остатки пищи, застрявшие в межзубных промежутках, подвергаются распаду, брожению и гниению. Отсутствие гигиенического ухода приводит к тому, что скапливающиеся продукты гниения и брожения отрицательно влияют на твердые ткани зубов, раздражает слизистую оболочку десен, вызывают воспалительные явления.

Поэтому ежедневный (утром и вечером) уход за полостью рта должен стать естественной потребностью ребенка.

Детям младшего возраста рекомендуется пользоваться мягкими зубными щетками небольшого размера с редко расположенными пучками щетины. Ребенку постарше подбирается щетка с более жесткой щетиной. Длина рабочей части щетки должна соответствовать в среднем ширине 3 зубов, расстояние между пучками щетины должна быть 1-2 мм.

Для детей выпускаются специальные гигиенические зубные пасты.

На современном стоматологическом рынке существует богатый ассортимент таких паст. Детские пасты имеют приятный вкус и аромат, что облегчает выработку навыка чистки зубов. Они рекомендуются при здоровых зубах и деснах. Наличие стоматологических заболеваний, а также большая интенсивность образования зубного налета требует применения особых гигиенических средств — лечебно-профилактических зубных паст.

Так, например, при большом числе кариозных зубов, а также с целью профилактики кариеса рекомендуются фторсодержащие пасты.

Систематическая (утром и вечером) чистка зубов с использованием зубных паст и полоскания рта после каждого приема пищи, а также двукратное в течение года посещение врача-стоматолога с профилактической целью помогает сохранить зубы ребенка.

Целью данной работы является определение гигиенических навыков в уходе за полостью рта младших школьников. Для достижения поставленной цели были решены следующие задачи :

  1. Оценка качества чистки зубов у детей младшего школьного возраста.
  2. Выявление чрезмерного использования жевательной резинки.
  3. Определение частоты профилактических осмотров у стоматолога.

Материалы и методы, использованные в данной работе.

В исследовании приняли участие 34 ученика 2 класса «А»

Забайкальской краевой гимназии-интернат

Методы исследования: опрос (анкетирование) и анализ полученных данных.

  1. Сколько раз в день чистишь зубы?

а) один раз в день утром или вечером;

б) два раза в день;

в) не чищу вообще.

  1. Чистишь зубы утром
  1. Как часто меняешь зубную щётку?

а) один раз в месяц;

б) один раз в 3-4 месяца;

г) вообще не меняю.

4. Какой пастой чистишь зубы?

б) той же, что и родители.

5. Пользуешься жевательной резинкой?

6. Когда пользуешься жевательной резинкой?

7. Водили ли тебя родители к стоматологу?

Полученные результаты и их обсуждение .

Анализируя данные анкет, мы установили, что большинство детей (62%) чистят зубы два раза в день.

Также выяснили, что 60% детей чистят зубы до завтрака, тогда как меньшая часть класса (40%) предпочитает чистить зубы после завтрака.

Что касается вопроса о своевременности смены зубной щетки, практически две трети (68%) школьников меняют щетку один раз в 3-4 месяца, тогда как 32% анкетируемых меняют зубную щетку один раз в год.

Перейдем к результатам анализа данных о такой вредной привычке, как чрезмерное использование жевательной резинки. В ходе исследования выявлено, что большинство школьников младшего возраста (60%) не используют жевательную резинку, тогда как оставшиеся 40% детей охотно ею пользуются.

Из числа любителей жевательной резинки, половина пользуется только после еды, четверо школьников используют от случая к случаю, и 3 человека, что составляет 9% от общего числа детей, пользуются в течение всего дня.

И, чтобы иметь полное представление об уровне гигиены ротовой полости у детей младшего школьного возраста, мы выяснили, что практически все дети (88%) посещали стоматолога, в то время, как оставшиеся 12% ни разу не были на приеме у стоматолога.

Анализируя результаты нашего исследования можно сделать следующие выводы:

  1. Более половины (68%) учащихся младшей школы имеют достаточные навыки гигиены полости рта.
  2. У 9% школьников младшего возраста есть зависимость от использования жевательной резинки, которая пагубно воздействует на пищеварительную систему, в том числе на состояние зубов.
  3. Около 12% детей младшего школьного возраста никогда не посещали профилактические осмотры стоматолога, что может привести к позднему выявлению заболеваний зубов и, соответственно, проблемам в будущем, вплоть до взрослого возраста.

Спустя год было проведено повторное анкетирование, и были получены следующие результаты:

  1. Большинство детей (70% ) стали чистить зубы после завтрака.
  2. Частота смены зубной щетки, использование жевательной резинки осталось прежним.
  3. На приёме у стоматолога побывало 99% детей, из них более половины (69%) обращались с целью лечения, что говорит о неудовлетворительной гигиене полости рта.

Как правильно ухаживать за полостью рта у детей

Довольно часто результатом плохой гигиены полости рта у детей становится появление и развитие серьезных стоматологических заболеваний. Кариес и пульпит возникают именно по причине плохого или недостаточного ухода. Качество гигиены напрямую зависит и от правильно выбранной щетки с пастой, и от регулярности проведения процедур.

  1. Гигиена полости рта детей до года
  2. Почему необходимо правильно ухаживать за зубами с детства
  3. Правила гигиены полости рта для детей
  4. Грамотный выбор средств гигиены полости рта для детей
  5. Выбор зубной пасты
  6. Уроки гигиены
  7. Что такое индекс гигиены полости рта у детей
  8. Профессиональная гигиена полости рта у детей

Гигиена полости рта детей до года

Многие люди ошибочно полагают, что в первые месяцы своей жизни малыш не нуждается в процедурах гигиены ротовой полости, ведь первые зубки пока еще не появились. Обращаем ваше внимание на то, что молочные зубы имеют очень большое значение. От их развития и здоровья будет зависеть состояние коренных зубов. Краткая памятка для родителей, у которых малыши до года:

  • Правило номер один – ни в коем случае не укладывайте малыша с бутылочкой сока или молочной смесью. Подобные продукты содержат большое количество сахара, что является оптимальной средой для размножения вредоносных микроорганизмов. В таких условиях очень быстро развивается кариес.
  • Правило номер два – даже если первые зубки еще не появились, каждый раз после очередного кормления легонько протирайте десны специальными салфетками или влажной марлей. Это замечательная профилактическая процедура, препятствующая развитию раннего кариеса. Когда появятся первые зубы, потребуется ежедневный тщательный уход. До 12 месяцев родителям рекомендуется применять силиконовые напальчники или силиконовые щеточки. Зубная паста пока что не нужна. В полтора года можно приобрести малышу детскую щетку с мягкой щетиной.
  • Правило номер три – регулярно посещайте стоматолога, который будет контролировать и отслеживать состояние полости рта малыша. Не стоит пренебрегать процедурами профессиональной чистки, поскольку только таким способом можно убрать зубные отложения.

Современные родители находят в интернете специальные уроки гигиены полости рта для детей, в которых в веселой игровой форме рассказывается о том, насколько важно каждый день чистить зубы и периодически посещать врача. Уроки можно найти и скачать в интернете или попросить вашего стоматолога провести одно занятие обучение.

Почему необходимо правильно ухаживать за зубами с детства

Гигиена полости рта у детей должна начаться с того момента, как появился первый зубик. Необходимо понимать, что без надлежащего ухода молочные зубы начинают гнить. Это медленный, но необратимый процесс. Сначала на эмали можно заметить маленькие потемнения в форме пятен, потом образуется дырочка – это начался кариес. Невылеченный кариес перерастает в пульпит. Чтобы избежать подобных проблем нужно два раза в день правильно чистить зубы. Заниматься процедурами необходимо утром после сна и вечером перед сном. Помните, что наличие даже одного кариозного зуба – это уже риск, поскольку инфекции распространяются в полости рта очень быстро. Активное размножение патогенной микрофлоры приводит также к появлению стоматита и даже могут стать причиной возникновения ангины у малыша. Памятки по гигиене полости рта для детей и соблюдение важных правил помогут избежать возникновения стоматологических заболеваний и их лечения. Картинки для детей по гигиене полости рта помогут родителям весело и комфортно объяснить малышу или дошкольнику, насколько важно регулярно чистить зубки и посещать дантиста.

Правила гигиены полости рта для детей

Ниже рассмотрим краткую памятку по гигиене полости рта у ребят различных возрастов:

  • Для грудничков, у которых молочные зубы еще не появились, необходимо использовать влажную марлю и очищать ею десны после каждого кормления.
  • Когда малышу исполнится 12 месяцев, нужно приобрести для него щеточку с очень мягкой щетиной. Пасту пока можно не использовать.
  • К полутора годам можно начинать пользоваться зубной пастой. Внимательно отнеситесь к выбору продукта, изучите состав. Малыши еще не умеют сплевывать, поэтому паста должна быть абсолютно безопасной. Подбирайте продукцию с пометкой 0+.
  • Количество средства для чистки должно быть очень маленьким.
  • Чистку зубов необходимо выполнять дважды в день.
  • Гигиена полости рта у детей до четырёх лет, в отдельных случаях и дольше, должна осуществляться с помощью родителей с целью тщательного и качественного ухода.
  • Как только вы обнаружили появление первого зуба, следует начинать регулярно посещать детского стоматолога.
  • Зубную нить можно начинать использовать с четырехлетнего возраста, когда ребенок подрастет, он сможет самостоятельно ею пользоваться.
  • Не забывайте о профессиональной процедуре, которую также регулярно нужно проходить.

Грамотный выбор средств гигиены полости рта для детей

Сохранить детские зубы здоровыми можно при условии соблюдения простых правил, а также использовании подходящих гигиенических средств. Очень важно правильно подобрать зубную щетку. Ниже рассмотрим основные критерии выбора аксессуара:

  • Первая щетка должна быть с очень мягкой щетиной, чтобы не повредить десны малыша.
  • Выбирайте аксессуары с длинной ручкой.
  • Если ваши дети уже умеют самостоятельно чистить зубы, можно смело покупать щетки с толстой ручкой.
  • Стоматологи рекомендуют менять щетки периодичностью раз в три месяца.
  • Для малыша лучше выбирать яркие модели с героями любимых мультиков.
  • Для детей школьного возраста щетка может быть средней или мягкой по жесткости.
  • Как только молочные зубы сменятся постоянными, можно покупать взрослые щетки.

Выбор зубной пасты

Зубными пастами можно начинать пользоваться уже с двухлетнего возраста. Выбирая средство, родители должны быть предельно внимательными. Для молочных зубов оптимально подойдет органическая паста или специальные гели. Выбирайте только безопасные составы, которые не окажут вреда при проглатывании. Следите за количеством пасты – ее должно быть примерно с горошинку. Каким требованиям должны соответствовать детские пасты:

  • Отлично устранять налет.
  • Оказывать антибактериальное действие.
  • Ухаживать за деснами.
  • Мягко очищать эмаль.
  • Иметь приятный вкус.
  • Отсутствие красителей и других вредных компонентов.

В хороших пастах срок хранения не более года с даты изготовления.

На что обратить внимание при выборе или какие компоненты обязательно должны быть в составе:

  • лактат кальция;
  • олафлур;
  • ксилит;
  • экстракты растений;
  • абразивы.

Опасные добавки, которых не должно быть в средстве:

  • фтор;
  • сульфаты натрия;
  • консерванты;
  • мощные антисептики.

Детям школьного возраста уже можно пользоваться пастами с фторидами. Также школьникам рекомендуется использование зубной нити для очищения межзубных промежутков. Флосс дети могут использовать чаще, чем зубную пасту. Посоветовавшись со стоматологом, дети школьного возраста могут включить в уход специальные ополаскиватели. Чтобы сохранить здоровье молочных зубов, обеспечить правильный прикус, необходимо не только соблюдать правила, но и регулярно посещать врача. Детский стоматолог в полной мере учитывает особенности каждого маленького пациента и при необходимости порекомендует правильное средство.

Уроки гигиены

Обучение гигиене полости рта детей в двухлетнем возрасте может проходить в игровой форме. Уроки можно найти и скачать в интернете. Самое главное: обучение должно привлечь внимание малыша. Чистка зубов – это достаточно монотонное занятие, поэтому задача родителей – заинтересовать ребенка. Можно придумать интересную игру или забавную сказку. Обучение должно проводиться только в непринужденной форме. Уделяйте внимание процедуре по нескольку минут дважды в день, чтобы заинтересовать и научить малыша. Для детей школьного возраста рекомендуется распечатать яркую интересную памятку с основными правилами по уходу. Правила гигиены полости рта у детей школьного возраста часто рассказывают специалисты, которые посещают школьников.

Какие ошибки допускают дети при чистке:

  • Плохое очищение зубной эмали.
  • Небрежная чистка.
  • Плохая щетка, которая не соответствует возрасту.
  • Травмированные десны.

Взрослые люди должны обязательно контролировать процесс ухода. Дети в силу своего возраста пока что неспособны качественно выполнять процедуру. Задача родителей – помочь и правильно обучить.

Что такое индекс гигиены полости рта у детей

Этот индекс является показателем, который характеризует наличие кариеса или твердого налета на зубах. Благодаря специальному индексу стоматологи получают возможность анализировать состояние рта и определять количество твердых отложений. Для определения индекса врачи используют специальные окрашивающие растворы. Если налет на зубах не обнаружен, индекс будет – 0. Если отложения покрывают большую часть зуба – индекс 3.

Профессиональная гигиена полости рта у детей

Часто родители, не имея четкого представления о важности посещения стоматолога, пренебрегают посещениями детских дантистов. Но профессиональная гигиена в стоматологическом кабинете – это необходимость. Какие процедуры сюда входят:

  • Врач обрабатывает ротовую полость ультрафиолетовым излучением.
  • Снимает бактериальную пленку.
  • Мягко, но тщательно удаляется зубной камень.
  • Выполняется герметизация фиссур.
  • На эмаль наносится специальный защитный состав.

Помните, что удалить зубной камень в домашних условиях невозможно, поэтому профессиональный уход – необходимая и обязательная процедура.

Гигиена полости рта у детей до года и старше: основные правила детских гигиенических процедур

Родители часто жалуются, что ребенок не любит чистить зубы и старается избегать этой неприятной процедуры. Полезная привычка нередко вызывает у малышей активное сопротивление, а мама с папой придумывают разнообразные игровые способы, чтобы привить любовь к гигиене. Зачем с раннего возраста, до появления первых зубов, малышу нужно очищать ротовую полость после приема пищи, и как это делать правильно?

Почему нужно соблюдать гигиену ротовой полости с раннего возраста?

Гигиена полости рта у детей очень важна, не стоит пренебрегать гигиеническими процедурами, даже когда у малыша еще не прорезались зубки. Во время еды частицы пищи остаются между зубами и в кармашках между щекой и деснами. Со временем они начинают гнить и образуют благоприятную среду для бактерий. Зубной налет и остатки еды способствуют размножению болезнетворных микроорганизмов.

Их активный рост приводит к неприятному запаху изо рта и развитию болезней зубов и десен. Бактерии разрушают эмаль, вызывая кариес, пульпит, периодонтит. Инфекция – одна из причин появления стоматита.

Почему важно приучать детей к гигиене с малых лет? Чем раньше ребенок научится чистить зубки и ополаскивать рот, тем быстрее это действие войдет в привычку, и в старшем возрасте не будет доставлять дискомфорт.

Основные правила гигиенических процедур

По сведениям Всемирной организации здравоохранения, 92% людей неправильно чистят зубы. Одни уделяют процессу слишком мало времени, другие забывают чистить язык и внутреннюю поверхность щек, третьи пользуются неподходящими средствами. Соответственно, мало кто знает, как правильно очищать зубки ребенка, ведь детская ротовая полость имеет свои особенности.

Общие рекомендации

В первые годы жизни ребенок не умеет самостоятельно очищать зубы. До 4-летнего возраста он должен это делать под контролем родителей. Сначала процедуры проводят взрослые, затем малыш старается выполнить их самостоятельно под надзором мамы или папы.

Тщательная чистка полости рта не гарантирует отсутствие заболеваний. Детей нужно приучать раз в полгода посещать стоматологический кабинет для профилактического осмотра. Это может стать отличной семейной традицией, и в старшем возрасте ребенок не будет бояться дантистов.

Как правильно ухаживать за деснами в первые месяцы жизни?

Очищать ротовую полость нужно с рождения младенца. Слабый иммунитет не может справляться с поступающими из внешней среды бактериями, новорожденный постоянно берет ручки в рот, облизывает игрушки. Молочная пища – питательная среда для микроорганизмов, поэтому десны нужно регулярно очищать.

Сначала зубными пастами можно не пользоваться. Достаточно обмотать палец марлей или воспользоваться специальной щеткой-напальчником, смочить в теплой воде и аккуратно очистить язык, десны и внутреннюю поверхность щек. Разрешается пользоваться слабым содовым раствором, он обладает противовоспалительными и обеззараживающими свойствами.

Гигиена заключается не только в очищении ротовой полости. Мамы часто вместо того, чтобы помыть щетку, облизывают ее. Нельзя так делать, ведь микроорганизмы взрослого человека, попав в рот малыша, могут спровоцировать возникновение различных воспалительных процессов (в том числе молочницу или стоматит).

Уход за молочными зубами

С 6 месяцев у младенцев начинают резаться зубки. Этот процесс сопровождается болью, повышением температуры. Во время гигиенических процедур мама может аккуратно массировать десны, помогая зубику прорезаться наружу.

В этот период рекомендуется начать использование детских зубных щеток и паст. Чистить зубы нужно не реже 2 раз в день (утром и вечером), постепенно приучая малыша к режиму. Очищать необходимо не только зубную эмаль, но и слизистую языка, десен, внутренней поверхности щек. Длительность первой чистки — 15–20 секунд, постепенно продолжительность процедуры увеличивают до 1–2 минут.

Особенности выбора зубной щетки и пасты для ребенка

Щетки для взрослых не подходят маленьким детям. Выбирать необходимо, руководствуясь следующими критериями:

  • длина головки около 1,5–2 см;
  • щетина мягкая и короткая;
  • если чистит зубы взрослый, ручка должна быть длинной, если малыш – толстой и небольшой, чтобы ему было удобно ее обхватить;
  • замена зубной щетки через 2–3 месяца;
  • если ребенок переболел стоматитом, рекомендуется поменять средства гигиены.

Не менее важен дизайн щетки. Ребенку больше понравятся яркие цвета, рисунки любимых мультипликационных персонажей или животных – в таком случае скучную процедуру он будет воспринимать как игру.

Не менее ответственно следует подходить к выбору зубной пасты. Пасты для взрослых не подойдут – они высокоабразивные, могут повредить тонкую эмаль, к тому же их нельзя глотать. Нужно выбирать специальное средство, подходящее для младенцев, на упаковках обычно ставится обозначение 0+.

Чем отличаются детские пасты для гигиены полости рта от взрослых:

  • низкая абразивность – индекс RDA меньше 40;
  • отсутствие в составе фтора и высокое содержание кальция (способствует реминерализации эмали);
  • натуральные красители и ароматизаторы;
  • при проглатывании не причиняют вред.

Для малышей до 3 лет подходят детские пасты «Splat Baby», «President Baby». Они хорошо пахнут и приятны на вкус. Для чистки следует нанести маленькую горошину средства на зубную щетку – этого хватит для эффективного очищения зубов.

Можно ли использовать дополнительные средства гигиены и с какого возраста?

Зубная паста не единственное средство для очищения ротовой полости. Дополнительно используются:

  1. Зубная нить. Помогает избавиться от застрявших частичек пищи между зубами. Можно использовать, начиная с 4 лет, но проводить процедуру должны родители. Ребенок самостоятельно не справится и может повредить десны.
  2. Ополаскиватели. Хорошо помогают для обеззараживания полости рта, устранения неприятного запаха и снятия воспаления. Рекомендуется использовать после еды, чтобы не чистить зубы после перекуса. Ополаскивателями разрешено пользоваться только тогда, когда ребенок научится сплевывать.
  3. Пенки для зубов. Удобное гигиеническое средство, которое можно использовать, если рядом нет зубной щетки.

Профессиональная гигиена ротовой полости у детей

Профессиональная гигиена у стоматолога включает следующие процедуры:

  • обработка рта УФ-излучением;
  • снятие бактериальной пленки;
  • удаление зубного камня;
  • герметизация фиссур;
  • покрытие эмали защитным средством.

Профессиональная гигиена обязательна в любом возрасте. Удалить зубной камень в домашних условиях практически невозможно, поэтому во время профилактического осмотра можно сразу сделать чистку зубов. Подобные процедуры помогают предотвратить возникновение кариеса.

С какого возраста можно делать профессиональную чистку? Дантисты рекомендуют начинать в 3 года. В этом возрасте уже можно с помощью малоабразивных паст снять налет и зубной камень и реминерализировать эмаль.

Как ухаживать за молочными зубками – правила гигиены полости рта для детей

Гигиена полости рта для детей — наиважнейшая привычка, которая должна вырабатываться с самого рождения. Малыши любят копировать родителей.

Этим и надо воспользоваться взрослым для обучения ребёнка тому, как правильно ухаживать за зубками. А если подключить фантазию и превратить всё в игру, то малыш сам будет настаивать на процедуре.

  • Роль детской гигиены полости рта
  • Обучение гигиене ротовой полости
    • Уход за деснами и зубками грудничков
    • Уход за ротовой полостью у детей дошкольного и школьного возраста
  • Правила выбора детских гигиенических средств
  • Видео по теме

Роль детской гигиены полости рта

Важно понимать, что детские зубы не меньше взрослых подвержены кариесу, различным видам стоматита и дефектам прикуса.

Подобные заболевания отличаются быстрым возникновением и развитием, что влечёт раннюю потерю зубов и грозит челюстной деформацией. Если у малыша есть разрушенные кариозные зубки, то при сглатывании в его организм постоянно попадает масса патогенных микробов, что опасно проблемами с ЖКТ.

К тому же наличие одонтогенных очагов усугубляет течение основного заболевания. Известно, что кариес — инфекционный процесс, вызванный деятельностью специфических бактерий, образующих на зубе патогенную плёнку. Со временем масса налёта увеличивается в результате наслаивания новых кариесогенных микроорганизмов.

Внутри него формируется особая бактериальная среда, вырабатывающая кислоту, агрессивную к зубной ткани. Главная роль в этом процессе принадлежит стрептококкам. Поэтому профилактика кариеса должна стать самой первой заботой семьи ребёнка.

Обычно бактерии попадают в рот крохи со слюной матери, когда она целует малышу ручки или пробует кашу в ложке – не горяча ли она.

Стрептококки мгновенно формируют зубной налёт на любой твёрдой поверхности. Поэтому, как только появится край первого резца, его колонизация тут же начнётся.

Очень важно отсрочить этот процесс хотя бы на год-другой, чтобы дать зубкам возможность укрепиться.

Чтобы зуб сформировался, необходимо питание. И здесь очень важно понимание вреда сладкой пищи для младенца. Излишек рафинированных углеводов создаёт благодатную почву для развития кариеса.

Как только прорезываются первые зубы, поступившая углеводистая еда ферментируется во рту малыша до молочной кислоты. Она контактирует с ещё неокрепшими зубными тканями, повышая их проницаемость.

Из-за частого приёма сладкого слюна не может нейтрализовать кислоту полностью, поскольку для этого требуется время. В результате кариес прогрессирует, быстро разрушая молочные зубы.

Вот почему так важно следить за гигиеной рта с самых первых дней жизни младенца. Молочные зубы очень уязвимы по своей структуре и не могут противостоять бактериям. Поэтому родителям следует проконсультироваться у гигиениста. Малыш должен понять, что эта процедура должна стать регулярной.

Обучение гигиене ротовой полости

Главная задача гигиены заключается в том, чтобы сделать вторжение в полость рта ребёнка привычным занятием. Малыши до 5 лет не понимают, почему взрослые так настойчиво стремятся почистить им зубы. Это вызывает у ребёнка протест. И всё же процедуру нужно повторять после каждого кормления малютки.

Другим важным навыком является умение крохи правильно споласкивать ротик водой. Так со временем у ребёнка сформируется навык ухода за своими зубками. Этот момент важен ещё и потому, что в дальнейшем малышу будет легче впервые пойти к дантисту.

Памятка для родителей:

  • зубы следует чистить не реже 2-х раз в день. Первый раз – после завтрака, второй – перед сном. У малыша должна быть своя щёточка и паста, которая ему нравится на вкус;
  • познакомьте ребёнка с зубной нитью. Купите её вместе с ним в магазине и научите пользоваться;
  • посещайте дантиста раз в полгода с целью профилактики, начиная с годика, даже если у ребёнка всё в порядке. Это необходимо делать, чтобы кариозная инфекция не поразила будущие постоянные зубы;
  • отучите малыша от перекусов, особенно сладких. Лучшая их замена — яблоки;
  • не ругайте малыша за отказ от процедуры. Постарайтесь сделать из неё игру: предложите ребёнку самому стать дантистом. Увидите, он с удовольствием полечит свои игрушки;
  • чистите зубы вместе со своим ребёнком.

Уход за деснами и зубками грудничков

У малюток до полугода полость рта активно колонизируется бактериями, что служит благодатной почвой для последующего развития кариеса и прочих стоматологических проблем. Микробы «селятся» на зубах и языке, складках слизистых оболочек и миндалинах.

Инфицирование, как уже говорилось, идёт в основном от взрослых. Чтобы избежать инфицирования, родители должны помнить, что после кормления грудничка нужно обязательно протирать дёсны и язычок специальными напальчниками.

Это может быть обычная марля, салфетка, смоченная в содовом растворе слабой концентрации. В 7-10 месяцев гигиену проводят дважды в день. Лучшее время: утро и вечер. На этом этапе пасту использовать не стоит: она может вызвать рвотный рефлекс.

Крохи, у которых уже появились первые зубки (это происходит в 5-6 месяцев), с помощью родителей должны постигать науку гигиены специальной детской щёточкой. Полностью все 20 зубов прорежутся у малыша к 3-м годам. А к 6-ти годикам ребёнок самостоятельно, без родительской помощи, но под их контролем, должен овладеть процедурой гигиены.

Уход за ротовой полостью у детей дошкольного и школьного возраста

Щётка и паста — вот главные инструменты по уходу за зубами у детишек 4-6 лет. Большинство дошколят не могут добиться тщательной гигиены, поэтому задача родителей им помочь и закончить процедуру своими руками.

В 5-6-ти летнем возрасте у детишек появляются первые жевательные зубы. Им требуется особое внимание. Дело в том, что на прорезывающихся молярах формируется максимальный налёт, поскольку они не задействованы в окклюзии.

К тому же щётка не может хорошо прочистить эмаль из-за присутствия десны на жевательной поверхности. Поэтому родителям следует особенно следить за гигиеной именно этих зубов.

После 10-ти лет школьнику уже хватает психических и физических навыков для качественной чистки зубов щёткой. Роль родителей в плане гигиены постепенно снижается, но ребёнок всё ещё испытывает потребность в их контроле, мотивации и материальной поддержке для стоматологической самопомощи.

Правила выбора детских гигиенических средств

Итак, как только у малыша прорезались жевательные зубки (ближе к году) — самое время приобрести зубную щётку. Какую же выбрать?

Лучше, если она будет яркая, с маленькой головкой и удобной ручкой. Но главное – щетинки. Желательно, чтобы щетинки были из силикона. Такие щетинки мягкие, у них закруглённые кончики. В этом случае щётка не повредит нежные дёсна и качественно очистит зубки.

А вот пасту на данном этапе использовать ещё рано. В полуторагодовалом возрасте можно переходить на более «взрослую» щётку: она уже не силиконовая, но всё ещё мягкая. Каждые 2 месяца щётку следует обновлять.

Для удобства выбора на упаковке часто указана возрастная градация. Начиная с 2-х лет можно использовать пасту. Её количество на первых порах будет очень мало: размером с горошину.

Три отличия детских паст:

  • главное условие: наличие в составе фтора. Его не должно быть вовсе, если малышу ещё нет 3-х лет, либо он должен содержаться в минимальном количестве. Производители хороших паст заменяют это противокариесное вещество на более щадящий компонент – поливинилпиролидон. А от отбеливающих средств следует отказаться вовсе. До 12-лет они нанесут зубам ребёнка больше вреда, чем пользы;
  • ароматизаторы. Ребёнок почистит зубки с удовольствием, если паста будет напоминать вкус шоколадки или клубники. Следите, чтобы малыш не увлёкся и не проглотил её. По этой причине производители рекомендуют применять детские пасты с нейтральным вкусом;
  • красочный тюбик. Малышу нравится разглядывать его, чистя зубы.

Видео по теме

Об обучении гигиене полости рта детей в видео:

Гигиена полости рта — обязательный и полезный навык, который должен прививаться малышу с рождения. Это важно, поскольку здоровье молочных зубов — вот гарантия крепких коренных!

Возрастные особенности гигиенического ухода за полостью рта

Начинать очищение полости рта ребенка необходимо с момента прорезывания первого зуба. Первым методом, применяемым для очищения зубов, является протирание. Взрослый, осуществляющий эту процедуру, должен провести ее быстро, эффективно и безопасно, для чего необходимо расположить ребенка так, чтобы хорошо видеть очищаемые зубы и иметь возможность сдерживать движения ребенка.

Гигиена полости рта – уход за ротовой полостью, удаление зубного налета с целью предотвращения заболеваний, вызванных отложениями. Гигиена .

Эту процедуру можно проводить силами одного или двух взрослых. В первом случае ребенка нужно расположить на коленях и согнутой в локте руке — так, как это делают при кормлении ребенка грудью. Во втором случае взрослые садятся лицом друг к другу, ребенка кладут на сомкнутые колени; чистку зубов проводит тот, кто находится по отношению к ребенку «на 12 часах», другой в это время придерживает ручки и ножки ребенка, успокаивает его поглаживающими движениями, ласковой речью и т. д.

Резцы протирают влажной марлей, направляя движения от десны к режущему краю резцов. Протирание проводят 1—2 раза в день. По мере адаптации ребенка к процедурам в его полости рта начинают применять щетку: предпочтительна щетка с маленькой головкой, мягкой щетиной, что соответствует особенностям полости рта ребенка, и длинной ручкой, удобной для удержания в руке взрослого.

Щетку увлажняют, но пасту, как правило, не используют: во-первых, паста ухудшает возможности зрительного контроля за движениями в полости рта, во-вторых, растущий во рту объем пенящейся пасты может испугать ребенка, в-третьих, паста будет неизбежно проглочена ребенком. Резцы очищают короткими вертикальными движениями от десны к режущему краю.

В идеальном варианте родители должны быть обучены этим способам ухода за полостью рта ребенка стоматологом или стоматологическим персоналом заранее — во время бесед акушера и стоматолога с беременными, педиатром и его патронажной сестрой сразу после рождения ребенка, в крайнем случае — во время первого визита членов увеличившейся семьи к стоматологу. Важно обучить семью методам контроля полноты удаления отложений с зубов ребенка.

Гигиена полости рта детей от 1 до 3 лет

В этом возрасте основным способом ухода за полостью рта является чистка зубов щеткой. Процедуру выполняют родители, постепенно привлекая к этому ребенка. Ребенок и родитель располагаются возле умывальника перед зеркалом, взрослый стоит за спиной у ребенка.

Для чистки зубов ребенка родители используют мягкие щетки с маленькой головкой и длинной ручкой, применяют элементы стандартного метода (на вестибулярных и оральных поверхностях предпочтение отдают выметающим движениям). В некоторых случаях, когда родители вынуждены выполнять чистку зубов в высоком темпе (ребенок быстро устает, не любит процедуру и т. д.), электрические ротационные щетки приносят больше пользы, чем ручные.

Гигиеническую пасту в дозе «с ноготок мизинца ребенка» или «с горошину» используют тогда, когда руки родителей совершают движения щеткой автоматически, при этом не требуется полного зрительного контроля. В случаях высокого риска раннего детского кариеса стоматолог может рекомендовать использование фторсодержащих детских паст, которые в этом случае будут играть роль и местного, и системного фторпрепарата.

Предпочтительнее пасты, не содержащие ПАВ, способных повредить здоровью слизистой оболочки желудочного тракта. Важно приучать ребенка контролировать глотание во время чистки зубов, учить выплевывать ротовую жидкость после чистки зубов, полоскать рот. Осуществляя гигиеническое воспитание детей, следует хорошо представлять себе уровень их развития и присущие им импульсивность, впечатлительность, внушаемость, склонность к подражанию.

Заинтересовав ребенка личным примером, родители предлагают ему почистить зубы самостоятельно детской щеткой. Родители помогают ребенку освоить элементы метода KAI, взяв руку ребенка в свою. Обучение должно проводиться посредством игры, продолжающейся не более 3—5 мин, так как в этом возрасте дети быстро утомляются. Следует помнить, что дети в возрасте 1—3 лет не способны полноценно очищать свои зубы, поэтому уход за полостью рта ребенка является обязанностью родителей.

Гигиена полости рта детей в возрасте 4-6 лет

Основными средствами для ухода за полостью рта детей этого возраста являются щетка и паста. Щетка должна иметь мягкую щетину (в случаях повышенного образования зубных отложений, в том числе налета Пристли, можно использовать среднежесткие щетки) с узкими небольшими головками. Могут быть использованы как мануальные, так и электрические щетки. Пасту выбирают в соответствии с уровнем риска кариеса.

Среди паст предпочтительнее гигиенические детские пасты и профилактические кальцийсодержащие пасты. При высоком риске кариеса рекомендуют применение детских фторсодержащих паст, однако родителей предупреждают о соблюдении мер безопасности. Ребенок продолжает осваивать метод KAI, родители контролируют качество чистки (родителей необходимо научить самостоятельно выявлять зубные отложения при помощи окрашивания!) и, поскольку в подавляющем большинстве случаев дошкольники не могут добиться нужного уровня гигиены, взрослые завершают процесс чистки зубов ребенка своими руками.

У детей 5—6 лет прорезываются первые постоянные моляры, которые требуют повышенного внимания: с одной стороны, на прорезывающихся зубах скорость образования налета максимальна (зубы не участвуют в окклюзии), а с другой стороны — интенсивность движений щеки ограничена присутствием на жевательной поверхности десны и близко расположенной ветвью нижней челюсти.

Поэтому родителям рекомендуют начинать чистку зубов ребенка именно с этих, наиболее проблемных зубов, используя мануальную щетку (головка щетки располагается поперек участка зубной дуги, несущего постоянный моляр!) или электрическую ротационную щетку. Чистку завершают при помощи элементов стандартного метода. В этом возрасте для адекватной профилактики кариеса временных зубов (в частности — кариеса проксимальных поверхностей временных моляров) необходимо проводить флоссинг.

Процедура выполняется руками взрослых, поэтому удобнее использовать флосетты. Для того, чтобы хорошо контролировать перемещение нити, взрослый располагается по отношению к ребенку «на 12 часах», укладывая его голову на свои колени. Для повышения профилактической эффективности на нити можно наносить профилактические пасты.

Гигиена полости рта детей младшего школьного возраста (7-10 лет)

Для основной гигиены полости рта младших школьников применяют среднежесткие щетки, фторсодержащие детские или взрослые пасты (в зависимости от способности контролировать глотание пасты). Усвоенные ребенком элементы метода KAI постепенно трансформируют в более эффективные элементы метода Марталлера.

И в этом возрасте значительная часть детей все еще не имеет ни достаточной степени развития моторики кисти рук, ни должной степени ответственности для того, чтобы выполнять эту процедуру абсолютно самостоятельно: родители должны постоянно поддерживать мотивацию детей, контролировать процесс чистки зубов щеткой и качественно завершать его своими руками, используя элементы стандартного метода.

Флоссинг является необходимым элементом гигиенического ухода за полостью рта ребенка. Младшие школьники способны обучиться проведению флоссинга во фронтальном отделе, но основная часть процедуры должна быть выполнена родителями.

Гигиена полости рта подростков 10-14 лет

Основными средствами для гигиены полости рта подростков являются среднежесткие щетки и профилактические, в том числе взрослые фторсодержащие пасты (при условии адекватного контроля за глотанием!); обязательной процедурой для чистки контактных поверхностей зубов является флоссинг.

Психический и физический уровень развития подростка принципиально позволяет ему качественно выполнять чистку зубов щеткой по методу Марталлера и ручной флоссинг, но в реальной жизни каждый подросток нуждается в опеке родителей, их активной доброжелательной помощи — в том числе и при проведении гигиенических процедур. Особого внимания требуют вторые моляры, чистка которых представляет объективные трудности в период их длительного прорезывания.

Особое внимание должно быть уделено подросткам, проходящим курс ортодонтического лечения, так как наличие в полости рта съемного, а особенно несъемного аппарата затрудняет уход за зубами. Родители обязаны получить конкретные инструкции у стоматолога, который обучит их использованию многоуровневых или малопучковых щеток, ершиков, флоссов или лент для удаления зубных отложений со всех поверхностей зубов.

Гигиена полости рта молодых людей 15-18 лет

Юноши и девушки с нормальным психическим и физическим здоровьем в этом возрасте должны самостоятельно осуществлять гигиенический уход за полостью рта, применяя для этого среднежесткие щетки, взрослые профилактические зубные пасты, флоссы.

Роль родителей в гигиене полости рта этих детей постепенно сокращается, сосредотачивается на мотивации, периодическом контроле и материальном обеспечении стоматологической самопомощи подросшего ребенка.

Гигиена полости рта взрослых людей

Основными средствами ухода за полостью рта взрослого человека являются зубная щетка и зубная паста, средства для чистки межпроксимальных поверхностей. Так как стоматологический статус взрослых людей отличается большим разнообразием и нередко отягощен тяжелой стоматологической патологией, выбор конкретных средств и методов индивидуальной гигиены полости рта для каждого пациента является обязанностью стоматолога.

Гигиена полости рта пожилых людей

При выборе предметов, средств и методов для механического контроля зубных отложений у пожилых людей обращают внимание на выраженность рецессии десны (оголенные корни требуют использования атравматичных щеток и низкоабразивных паст методами Басса, Стилмана или Чартера, зияющие амбразуры — применения зубочисток, ершиков и т. д.), адекватность саливации (при ксеростомии избегают применять средства гигиены, содержащие спирт и ПАВ), на возможности самообслуживания (обсуждают возможности применения электрической щетки для самопомощи или ухода за зубами пожилого человека при помощи членов семьи). Для повышения эффективности контроля зубных отложений активно используют средства химического контроля.

Обучение детей гигиене полости рта

Обучение детей индивидуальной гигиене полости рта следует начинать с 2-4-летнего возраста. При этом необходимо учитывать возрастные психологические особенности этой группы детей. Они заключаются в склонности к подражанию, наклонности к коллективным занятиям и осмотрам. Поэтому первоначально осматривают более спокойных детей, что служит примером для подражания. В этом возрасте велика внушаемость, которую надо использовать.

Основой работы с детьми должны быть беседа, непосредственное общение. В указанном возрасте дети слишком малы, чтобы понять необходимость ухода за полостью рта, и объяснение этого для них просто скучно. Вместе с тем приобретенные в этом возрасте навыки становятся особенно прочными и остаются на всю жизнь. Основой их воспитания у детей должны стать игровые ситуации. Обучить детей правильным навыкам ухода за полостью рта можно только в хорошем настроении.

Этому служат красивые зубные щетки, чашки для полоскания, цвет и форма предметов, наличие любимых игрушек.

Обучение детей 5-7 лет целесообразно начать с беседы о роли зубов для здоровья, необходимости ухода за ними, так как в этом возрасте дети уже способны воспринять эти знания. Дальнейшие занятия также необходимо строить в форме интересной, занимательной игры.

Обучение чистке зубов обычно независимо от возраста обучаемого начинают с демонстрации. Медицинский работник должен выполнять все манипуляции с объяснением их значения и порядка выполнения. Обычно выделяют 7 последовательных этапов:

2) полоскание рта водой;

3) мытье зубной щетки с мылом;

4) нанесение зубной пасты на головку щетки;

6) полоскание рта водой;

7) мытье зубной щетки, намыливание ее и хранение в стакане.

Дошкольников 2-4 лет рекомендуется обучать в детском саду (7 занятий по 15 мин) в следующей последовательности:

1-е занятие-осмотр полости рта детей с помощью стоматологического зеркала и шпателя;

2-е занятие-обучение ребенка полосканию полости рта с последующим закреплением навыка и контролем его после еды;

3-е занятие — рассказ о зубной щетке, ее назначении, демонстрация пользования на модели;

4-е занятие — обучение детей пользованию щеткой на моделях челюстей и контроль этого навыка;

5-е занятие — чистка зубов детьми без пасты с последующим мытьем щетки водой, высушиванием и хранением в стакане с закреплением в дальнейшем этого навыка.

6-е занятие — чистка зубов детьми без пасты утром и вечером (дома) под контролем родителей (воспитателей, медицинского работника);

7-е занятие (дома) — чистка зубов детьми утром и вечером с пастой, осуществление ухода за зубной щеткой, полоскание рта.

У дошкольников 5-7 лет методика обучения аналогична (7 занятий), однако больше внимания уделяется объяснению правил чистки зубов, проведению ее на игрушках, а главное — контролю за усвоением правил чистки каждым ребенком путем определения индекса гигиены до и после чистки зубов. Поэтому детям нужно объяснить роль окрашивания зубного налета и значение удаления его при гигиене полости рта.

Для формирования положительных эмоций у детей при обучении необходимо подбирать «вкусную» пасту, яркие щетки, красивую посуду для полоскания.

У детей младшего школьного возраста (1-4-е классы) обучение гигиене полости рта проводятся в 5 уроков. В этом возрасте больше внимания следует уделить рассказу о роли зубов в жизни человека, их заболеваниях, возможности их предотвращения, мероприятиях по профилактике заболеваний полости рта. Детей целесообразно познакомить с более широким кругом средств и предметов ухода за полостью рта: зубными щетками, пастами, порошками и эликсирами.

В обучении гигиене полости рта большая роль отводится контролю за качеством чистки зубов, коррекции ошибок, повторному контролю, так как их данные являются наглядным показателем качества и умения ухода за полостью рта. Обучение взрослых чистке зубов идет по описанным правилам с учетом их сознательного отношения к гигиене, но тоже с обязательным контролем.

4. Перечень практических работ, наглядных пособий и ТСО:

— наглядные пособия: таблицы, схемы, муляжи, тренажёры, плакаты, слайды.

— средства стоматологического просвещения: буклеты, брошюры, памятки, стенды, выставки.

5. Практическая работа:

— Название практической работы:профилактический осмотр, опрос и сбор анамнеза;

заполнение карты пациента.

Цель работы:научиться проводить профилактический осмотр.

— Методика выполнения работы:

Необходимые материалы: карта обследования, шариковая ручка, перчатки, маска.

Порядок выполнения работы: опрос с выяснением качественного состава пищи,

профилактический осмотр, заполнение карты обследования.

Результаты работы и критерии оценки:грамотно заполненная карта обследования.

6. Перечень вопросов для проверки исходного уровня знаний:

1. С какого возраста необходимо начинать гигиеническое обучение детей.

2. Основные средства гигиены полости рта.

3. Состав зубных паст.

7. Перечень вопросов для проверки конечного уровня знаний:

1. Методы чистки зубов.

2. Стандартный метод чистки зубов.

3. Контролируемая чистка зубов.

4. С какого возраста необходимо начинать гигиеническое обучение детей?

5. В чем заключаются особенности индивидуальной гигиены полости рта при различных стоматологических заболеваниях и лечебных мероприятиях?

8. Хронокарта учебного занятия:

Этапы занятияВремя
1. Ор­га­ни­за­ци­он­ная часть (при­вет­ст­вие, за­пол­не­ние жур­на­ла по­се­ще­ний за­ня­тий, оцен­ка внеш­не­го ви­да сту­ден­та, со­стоя­ния ме­ди­цин­ской оде­ж­ды, на­ли­чия ме­ди­цин­ских пер­ча­ток, за­щит­ных ма­сок, оч­ков, смен­ной обу­ви) оп­ре­де­ле­ние пре­по­да­ва­те­лем те­мы за­ня­тия, це­ли за­ня­тия и за­дач, на­прав­лен­ных на её вы­пол­не­ние5 минут
2. Проверка домашнего задания, опрос35 минут
3. Объяснение нового материала.35 минут
4. Самостоятельная работа студентов: прием пациентов, заполнение истории болезни.65 минут
5. Обобщение занятия, задание на дом.5 минут

9. Самостоятельная работа студентов:

1. Перечислить все методы чистки зубов.

2. Описать методику стандартного метода чистки зубов.

3. Описать подбор зубной щетки и метода чистки зубов для ребенка 5 лет.

4. Тестовые задания.

10. Перечень учебной литературы к занятию:

1. Кузьмина Э.М. Профилактика стоматологических заболеваний. Москва, 2003 год

2. Муравянникова Ж.Г. Стоматологические заболевания и их профилактика.

3. Максимовский М.Ю., Сагина О.В. Основы профилактики стоматологических заболеваний.

4. Арутюнов С.Д. Профилактика кариеса.

5. Скорикова Л.А., Волков В.А., Лапина Н.П., Баженова Н.В., Еричев И.В. Пропедевтика стоматологических заболеваний. Краснодар, 2005 год

6. Максимовский М.Ю. Терапевтическая стоматология. Москва, 2002 год

ЗАНЯТИЕ №7

1. Тема занятия:

«Индивидуальная гигиена полости рта. Дополнительные средства гигиены. Жидкие средства гигиены полости рта ( настои, настойки, ополаскиватели, элексиры, спреи и дезодоранты). Способы их применения. Электрические средства гигиены полости рта. Классификация жевательных резинок. Ошибки допускаемые при проведении личной гигиены полости рта».

2. Цель занятия:

Студент должен знать:

1. Дополнительные средства и предметы гигиены полости рта.

2. Классификация жидких средств гигиены полости рта.

3. Электрические средства гигиены полости рта. Методика применения.

4. Классификация жевательных резинок.

Студент должен уметь:

1. Проводить стоматологический осмотр.

3. Подобрать дополнительные средства гигиены полости рта в зависимости от возраста и состояния полости рта.

2. Обучить пациента стандартному методу чистки зубов.

Студент должен ознакомиться:

— с дополнительными средствами гигиены полости рта,

— с показаниями и способами применения жидких средств гигиены полости рта,

— с разновидностями электрических предметов гигиены полости рта,

— с классификацией жевательных резинок,

— с ошибками, допускаемыми при проведении личной гигиены полости рта.

Гигиена полости рта у детей – советы стоматологов Дентал Фэнтези

Когда начинать заботиться о зубах?

Цель гигиены полости рта – удалить со слизистой оболочки полости рта и поверхности зубов углеводистые остатки пищи и мягкий налёт.

Гигиену полости рта ребёнку необходимо начинать с момента появления первых зубов — это поможет предотвратить появление кариеса и будет первым шагом к поддержанию стоматологического здоровья. Необязательно использовать зубную щётку, возможно использование салфетки (обычной марлевой или специальной одноразовой, такие продаются в аптеках) или специального силиконового напалечника.

Почему малышам не нравится чистка зубов?

Цель гигиены еще и в том, чтобы приучить ребенка к «вторжению» в полость рта.

Не удивляйтесь, если во время чистки зубов ваш ребёнок будет выражать протест – у него пока нет понимания, зачем вы это делаете. Дело в том, что до 5-6-летнего возраста дети воспринимают полость рта, как интимную зону. Поэтому чистка зубов не вызывает восторга.

Но все же необходимо повторять процедуру после каждого кормления малыша. Так постепенно у него будет формироваться навык ухода за зубами. В дальнейшем эта привычка облегчит вам и вашему ребенку знакомство со стоматологом.

Также важно приучить ребёнка полоскать рот водой и сплёвывать эту воду. Полоскания важны после каждого приёма пищи, так ребёнок научится удалять остатки еды из полости рта.

Когда нужна зубная щетка?

Приучать ребёнка к зубной щётке следует с момента прорезывания жевательных зубов, временных моляров. Эти зубы имеют выраженный рельеф жевательной поверхности, в бороздках между жевательными буграми могут скапливаться остатки пищи, которые удалить с помощью салфетки уже не удастся. Тут требуется щетка. И поскольку эмаль в области межбугорковых ямок самая тонкая, именно с этой области чаще всего начинается кариес.

Детская зубная щётка. Какой должна быть?

  • Яркой и привлекательной для малыша;
  • С удобной ручкой, она не должна скользить. У ручки может быть ребристое покрытие и упор для большого пальца;
  • Головка зубной щетки должна быть маленькой, соразмерно с высотой детских зубов, и охватывать 2 зуба;
  • Самое главное – щетина. Она должна быть искусственной (в естественной щетине могут скапливаться бактерии). Чем больше щетинок на рабочей головке, тем лучше качество чистки зубов. Для наиболее эффективной чистки зубов щетинки должны быть расположены вертикально и иметь одинаковую высоту или плавный переход высоты от одного участка к другому. Детская щётка должна быть с мягкой щетиной, крайне желательно, чтобы концы щетинок имели закругленную форму. Щетина должна не только качественно очищать поверхность зуба, но при этом бережно воздействовать на десну. Менять щетку следует не реже, чем в 2-3 месяца.

Как правильно чистить зубы щеткой?

Движения щёткой должны быть выметающими, направленными от десневого края зуба – наружу. Важно прочистить и наружную, и внутреннюю поверхности зубов, совершая 3-5 выметающих движений снаружи и изнутри. Чтобы не упустить какие-то зубы, следует проводить чистку по кругу — начиная с правого сегмента верхней челюсти, заканчивая правым сегментом нижней челюсти.

Чистку зубов первое время выполняют зубной щёткой без пасты, так как ребёнок её глотает. Начиная с 2-х лет можно начинать использовать зубную пасту, немного – размером с 1 горошину. Детям до 3 лет допустимо использовать только зубные пасты без фтора.

До 9-10 лет мелкая моторика рук ещё не достигла того уровня, чтобы обеспечить качественную чистку зубов, поэтому важно родителям ежедневно помогать ребёнку в поддержании гигиены полости рта. Ответственность за качество чистки зубов до 10 лет несут родители.

Нужна ли электрическая щетка?

Многие крупные производители сейчас выпускают детские электрические зубные щетки. Она сама совершает возвратно-поступательные и круговые движения. Но именно для детской щетки это не очень хорошо, потому что ребенку не нужно учиться совершать сложные, мелкие движения.

А плюсы электрической щетки это: встроенный таймер, определяющий время чистки зубов, и конечно же, звуки и вибрация, которые создает такая щетка, могут хорошо подготовить ребенка к стоматологическим манипуляциям.

Поэтому электрические зубные щетки можно рекомендовать в качестве дополнительного средства ухода, которое используется несколько раз в неделю.

Зачем нужна зубная нить?

Если зубы располагаются близко друг к другу и формируют плотные контакты между собой, проникнуть в эти пространства щёткой трудно. Для очищения этих участков придуманы специальные зубные нити – флоссы. С помощью флоссов можно извлечь мелкие волокнистые остатки пищи из межзубных промежутков, и тем самым обезопасить эти участки от возникновения кариеса. Желательно использовать флосс с мягкой, волокнистой структурой — так можно избежать непроизвольного травмирования нежной десны. Возможно также использование специальных ершиков для чистки межзубных промежутков.

Что такое индикаторы зубного налета?

Для улучшения контроля гигиены полости рта в любом возрасте можно использовать такие незаменимые приспособления, как индикаторы зубного налета. Их можно разделить на твердые (таблетки для разжевывания) и жидкие (немного похожие на чернила). Для домашнего использования наиболее удобны таблетки.

Механизм действия этих «волшебных» таблеток прост: они окрашивают белый, плохо различимый зубной налет в яркие цвета с помощью пищевых красителей. После окрашивания такой «зубной налет» достаточно просто убрать обычными средствами гигиены.

Какую зубную пасту выбрать для ребёнка?

Эффективная зубная паста для детей должна предотвращать поражение зубов кариесом, восстанавливать эмаль на начальных стадиях её разрушения, ослаблять способность бактерий образовывать кислоты, разрушающие эмаль, а также замедлять образование и распространение зубного налета и – обязательно! — быть приятной на вкус.

Обязательные компоненты зубных паст

В состав каждой зубной пасты должен входить Кальций. Это «главный строительный материал» для детских зубов, он должен легко проникать в структуру эмали. Кальций должен входить в состав соединений, например, пантотенат кальция, глицерофосфат кальция, кальция пантотенат, кальция лактат, синтетический гидроксиапатит кальция.

Ещё один важный компонент зубных паст – Фтор. Ионы фтора оседают на поверхности зубов и в микроскопических трещинках эмали, затем они связывают другие минералы, в основном — кальций, который формирует прочное соединение с фтором. Таким образом, фтор восстанавливает эмаль зубов. Этот процесс называется реминерализацией.

Кроме того фтор препятствует разрушению зуба, делая его более твёрдым и устойчивым к действию кислот. Однако зубные пасты с фтором могут быть использованы только у детей старше 3 лет, когда есть уверенность, что ребёнок научился сплёвывать пасту и полоскать рот.

Не рекомендуется использовать пасты с фтором в регионах с повышенным содержанием его в воде, т. к. он может нарушать нормальное формирование зубной эмали.

И последний совет — лучше всего, если фтор будет находиться в пасте в виде аминофторида (наиболее доступен для использования организмом).

Другие компоненты детской зубной пасты

Хорошо, если в состав зубных паст входят компоненты, которые замедляют развитие бактерий, и, значит, препятствуют возникновению кариеса, а также придающие пасте сладкий вкус. Это Ксилит или Сорбитол.

Ферменты лактоферрин, лактопероксидаза, бромелаин, папаин – все они предотвращают образование зубного налёта, выполняют защитную, антимикробную, регенерирующую, антиоксидантную и другие функции; одновременно стимулируют рост полезных бактерий и борются с ростом вредных.

Важный показатель – абразивность зубной пасты. Для детей в возрасте до 3 лет показатель абразивности (RDA) не должен превышать 20, в возрасте с 3 лет и до 13 лет — не более 45.

Пенящие свойства пасты должны обеспечивать мягкие гипоаллергенные пенообразующие: кокамидопропил-бетаин, вырабатываемый из жирных кислот кокосового масла и С14-16-олефинсульфонат натрия минерального происхождения.
Не стоит детям покупать пасты с лаурил сульфатом натрия, обладающим сильными аллергенными свойствами. Также следует исключить использование паст, содержащих отбеливающие и антимикробные компоненты.

Чистим зубы — играя

Чтобы приучить ребенка следить за гигиеной полости рта, включите фантазию! Придумайте интересную игру, соответствующую возрасту вашего ребенка. Малыш может сначала почистить зубы вам (только вашей щеткой), а потом и вы ему почистите.

Для более взрослого ребенка может оказаться интересной борьба с кариозными монстрами или дружба с капитаном Щеткиным, который приходит на помощь и очищает зубы от вредного налета. Придумывайте, пробуйте, экспериментируйте! И помните: только под вашим руководством ребенок научится правильно ухаживать за зубами, приобретет важную, хорошую привычку.

Возрастные особенности гигиенического ухода за полостью рта. Обучение индивидуальной гигиене полости рта

Обучение индивидуальной гигиене полости рта

Обучение гигиене полости рта является основной составляющей санитарно-просветительской работы стоматолога, его помощника и гигиениста. Стоматологический персонал проводит гигиеническое обучение не только пациентов, но и медиков других специальностей, учителей, воспитателей, родителей, которые в свою очередь занимаются гигиеническим обучением подопечных. Обучение может проводиться различными методами и способами (как индивидуальными, так и групповыми, как офисными, так и коммунальными), но во всяком случае — на основе правил психологии и педагогики, ориентированных на различные возрастные группы (см. соответствующие разделы).

Наиболее распространенной формой обучения правилам ухода за полостью рта является урок гигиены. Принципиальная структура урока гигиены строится в соответствии с задачами обучения: I этап — мотивация, II этап — выбор средств и методов гигиены, III этап — практическое обучение выбранному методу гигиены.

Мотивация. В общем случае, в ходе беседы пациента следует убедить в том, что:
• проблема больных зубов имеет прямое отношение к нему в настоящем (пациенту демонстрируют проблемы в его полости рта при помощи зеркала или видеокамеры) и/или в будущем (в качестве аргументов приводят статистические данные по региону);
• здоровые зубы лучше, чем больные (говорят об отсутствии дискомфорта и боли, о красоте, о возможности не отказываться от какой-либо пищи, о сохранении здоровья желудка, о профессиональной пригодности, об экономии средств на лечение и протезирование и т.п.; при этом стараются делать акцент не на потерях, а на выгоде);
• здоровье зубов можно сохранить средствами стоматологической помощи, используя современные знания и относительно недорогие эффективные профилактические средства (приводят примеры успеха на мировом, региональном и т.п. уровнях, ссылаются на достижения в семьях своих постоянных пациентов);
• заболевания зубов связаны с множеством различных факторов (перечисляют местные и общие факторы риска), но не все из них человек может радикально искоренить; практически можно снизить агрессивность основной причины патологии — инфицированных зубных отложений;
• зубной налет разрушает зубы (рассказывают о механизмах деминерализации, о деструкции тканей, о возможных исходах разрушения зуба);
• зубной налет в данный момент атакует зубы пациента (демонстрируют его зубной налет на зонде, на нити, на зубах после окрашивания, в нативном препарате зубного налета в микроскопе и т.д.).

Результатом этого этапа должно быть возникновение у пациента желания сейчас же избавиться от зубных отложений.

Выбор средств и методов гигиены. На этом этапе врач сообщает пациенту о том, какая щетка, паста, флоссы и другие средства гигиены необходимы в его индивидуальном (!) случае для эффективной чистки зубов. Полезно иметь в кабинете образцы средств гигиены, что позволяет пациенту сравнить имеющиеся у него (дома, а лучше — при себе) средства с нужными и зрительно закрепляет мотивацию. Хорошо, если врач имеет возможность предложить пациенту нужную щетку, пасту, флоссы и т.п. в собственность (продажа, дарение).

Обучение методам чистки зубов. Для обучения используют две основные методики: а) демонстрационное обучение на модели; б) практическое обучение в полости рта (контролируемая чистка зубов). В оптимальном случае обучение начинают с демонстрации на модели, а затем закрепляют пройденное в ходе практического обучения.

Прежде чем обучать пациента новым методам чистки, следует выяснить, на каком уровне находятся его гигиенические навыки, и на этой основе составить план коррекции привычных движений и обучения новым элементам. Диагностика может быть проведена как при помощи модели, так и в ходе реальной чистки зубов. В первом случае пациенту дают щетку (нить), модель и просят показать, как именно он обычно чистит зубы.

Врач обращает внимание на то, как пациент удерживает в руке щетку (нить), направление и количество движений на каждой поверхности каждой группы зубов, на величину давления на щетку Комментарии должны быть абсолютно доброжелательными: врач должен выявить ошибки и разъяснить их негативные последствия, ссылаясь на те проблемы, которые пациент уже видел у себя во рту, но ни в коем случае не упрекать пациента в его невежестве! Затем врач показывает на модели, какие изменения нужно внести в технологию движений и просит пациента повторить нововведения на той же модели.

Контролируемая чистка зубов щеткой может быть проведена при соблюдении нескольких условий: пациент располагает своей щеткой, у него (или в кабинете) есть зубная паста, имеются возможности для умывания и полоскания полости рта и зеркало.

Процедура состоит из нескольких этапов:
1) окрашивание зубных отложений стойким красителем;
2) чистка зубов привычными пациенту методами (врач с нейтральным или одобряющим выражением лица молча наблюдает за действиями пациента для того, чтобы выявить конкретные изъяны и затем внести уместные, конкретные предложения);
3) определение качества чистки зубов по протоколу О’Лири (пациенту можно предложить самостоятельно заполнить протокол и рассчитать показатели гигиены) и комментарии по поводу недостатков привычной чистки зубов;
4) предложение необходимых изменений, разъяснение их преимуществ и технологии;
5) апробация пациентом нововведений в полости рта под наблюдением и при активном участии врача;
6) определение качества чистки зубов новыми методами с заполнением протокола О’Лири.

Одного урока гигиены, как правило, для эффективного обучения недостаточно. В последующие визиты проводится контролируемая чистка зубов и анализ достижений и упущений пациента; ему демонстрируют видимое улучшение ситуации в полости рта. Спустя полгода и более мотивация пациента может быть усилена анализом прироста кариеса: отсутствие (торможение) прироста вдохновит пациента на дальнейшие усилия по соблюдению гигиены полости рта.

Приведенная выше принципиальная схема обучения гигиене полости рта требует адаптации:
• к социальным условиям (уровень культурных, экономических возможностей аудитории);
• к возрасту аудитории (психические и физические способности к обучению, приоритеты в мотивации, выбор средств и методов гигиены полости рта);
• к возможностям технического оснащения процесса обучения (наличие наглядных пособий, водоснабжения и канализации, красителей, щеток, паст и т.д.). В ходе гигиенического обучения целесообразно затронуть и другие аспекты профилактики кариеса: вопросы питания, фторпрофилактики и т.д.

Обучение родителей детей до года достаточно сложно организовать в рамках стоматологического приема, так как дети этого возраста редко являются нашими пациентами. Чтобы просветить эту важную в стратегическом профилактическом плане группу, стоматолог должен выступать инициатором сотрудничества с теми врачами, к которым неизбежно обращаются будущие, а затем — молодые родители.

Стоматолог должен активно участвовать в работе лекториев для беременных, организуемых в женских консультациях, и школ молодых родителей при детских поликлиниках, выступая с лекциями, беседами и т.д. Идеальным вариантом, реализованным в ряде стран, является привлечение к обучению родителей малышей основам гигиенического ухода за полостью рта педиатров и патронажных педиатрических медицинских сестер, которые раньше других специалистов входят в семью новорожденного; этих специалистов должен мотивировать, просветить и обучить стоматолог.

Обучение родителей детей в возрасте от 1 до 3 лет проводит стоматолог. Педиатр обязан направить ребенка на консультацию к стоматологу в возрасте 1, 2, 3 лет, и стоматолог должен проводить на приеме соответствующие беседы и обучать родителей практическим приемам чистки зубов ребенка. Обучение самих детей элементам гигиенического ухода за полостью рта ложится в основном на плечи родителей, которым стоматолог должен объяснить основные правила: опора на личный пример, обеспечение психологического комфорта во время гигиенических процедур, предложение интересных моделей детских щеток, игровая форма «уроков», ограничения во времени (не более 3—5 мин) и в объеме нового материала, поощрение ребенка за усердие и успехи.

Обучая малыша мануальным навыкам, следует помнить о том, что ребенок видит и оценивает мир в зеркальном изображении, поэтому взрослый-правша, демонстрирующий ребенку-правше движения щетки на модели (кубике), располагаясь при этом лицом к ребенку, должен держать щетку в левой руке. Лучше проводить обучение перед зеркалом, когда взрослый стоит рядом с ребенком (или за его спиной) на одном уровне или немного выше и проводит все манипуляции правой рукой. Эффективность такой беседы стоматолога с родителями повышается, если врач сам проводит в кабинете урок с малышом, активно привлекая родителей к процессу и обращая их внимание на важные моменты.

Обучение родителей и их детей от 3 до 6 лет

Гигиеническое обучение детей дошкольного возраста должно проводиться в стоматологическом кабинете, в семье, в детском учреждении (рис. 5.50).

Главную роль в гигиенической мотивации, обучении детей и поддержании их постоянной профилактической активности играет семья.

Стоматолог, принимающий ребенка в кабинете, обязан продемонстрировать родителям качество гигиены его полости рта, подобрать подходящие средства гигиены, разъяснить родителям правила чистки зубов ребенка руками взрослых и элементы метода KAI, которым необходимо обучить ребенка.

Очень полезно провести урок гигиены, чтобы обучить и родителей соответствующим манипуляциям. Дети от 3 до 6 лет посещают детские дошкольные учреждения, и это обстоятельство широко используется в целях гигиенического воспитания детей. Стоматолог должен обучить педагогов и медработников детского учреждения правилам первичной стоматологической профилактики и, в частности, гигиенического ухода за полостью рта детей для того, чтобы эти работники могли формировать у детей соответствующие здоровые оральные привычки.

Обучение детей проводится при помощи форм и методов, соответствующих их возрастным особенностям: занятия проходят в игровой форме, с элементами состязательности, информация подается небольшими фрагментами в течение цикла занятий.

Практическое обучение проводится на моделях; каждый новый элемент несколько раз повторяют «в две руки», когда взрослый кладет свою руку поверх кисти ребенка. Чистку зубов проводят возле умывальников, под контролем и при активном участии взрослого, который должен направлять движения руки ребенка, контролировать прилагаемые к щетке усилия, отмечать качество очищения зубов и поощрять успехи ребенка.

В результате к шести годам ребенок должен усвоить, что:
• после еды нужно убрать изо рта остатки пищи, чтобы ею не кормились вредные микробы, разрушающие зубы;
• зубы нужно чистить щеткой и пастой 2 раза в день: после завтрака и перед ночным сном;
• у каждого должна быть своя щетка, которую нельзя давать никому другому;
• зубная щетка должна быть детской (небольшой), не старой и не лохматой (для каждого времени года — новая щетка);
• зубной щеткой нельзя делать ничего, кроме чистки зубов;
• перед чисткой зубов нужно вымыть руки с мылом, прополоскать рот;
• чистую щетку нужно смочить водой, нанести на нее немного детской пасты (объемом с горошину) и размазать пасту по зубам, стараясь ничего не глотать;
• щеткой нужно вычистить все зубы со всех сторон правильными движениями, стараясь в это время не глотать слюну, а выплевывать ее;
• закончив чистить зубы, нужно прополоскать рот водой и умыться;
• чтобы щетка была чистой, ее нужно вымыть водой с мылом и поставить ее в стакан вверх головкой.

Обучение детей в возрасте от 7 до 10 лет и их родителей проводят как на стоматологическом приеме, так и в школе. Необходимо помнить об активной роли родителей в гигиене полости рта младших школьников и поэтому организовывать обучение не только и не столько ребенка, сколько всей семьи, четко указывая на возможности и обязанности детей и взрослых.

В школьной программе предусматриваются часы для гигиенического воспитания учеников. Уроки гигиены проводят стоматолог, гигиенист или обученная ими медсестра школы. Беседа может быть проведена в классе, а контролируемая чистка зубов — возле умывальников при входе в столовую, или в стоматологическом кабинете, или в специально оборудованном кабинете профилактики.

Для учеников младшей школы проводят несколько 15-20-минутных бесед, последовательно освещающих различные вопросы профилактики и мотивирующих детей к стоматологической самопомощи.

На практической части урока гигиены взрослый должен оценить качество щеток и паст, принесенных детьми из дома, мягко посоветовать замену (ни в коем случае не давать при этом повода для насмешек одноклассников над детьми, не имеющими хороших средств гигиены!). Проводят окрашивание зубных отложений, их демонстрацию в зеркале и доброжелательное (!) обсуждение. Предстоящие манипуляции «проходят» при помощи модели, затем приступают к чистке зубов. Взрослый наблюдает за работой каждого ребенка, поправляет движения, контролирует их количество. По истечении 2—3 мин чистки зубов и полоскания полости рта, проводят анализ качества проведенной чистки, выявляют и поощряют лучших.

Обучение детей 11—14лет и подростков следует проводить в стоматологическом кабинете в присутствии их родителей, с указанием на конкретные субъективные и объективные гигиенические проблемы ребенка, требующие активного вмешательства взрослых. Родители должны помнить о том, что интересы подростка неустойчивы, ему необходимы постоянные психологическая поддержка и контроль.

Перед началом обучения гигиене полости рта в условиях школы необходимо выяснить базовый уровень знаний и навыков аудитории по этому вопросу. Это можно сделать путем предварительного осмотра детей или с помощью анкетирования:

Анкеты могут быть более сложными, что позволяет точнее определить тематику и конкретное содержание бесед с той или иной группой. Практические уроки гигиены в школе лучше проводить в небольших однополых группах или в индивидуальном порядке, обсуждение неудач проводить с особенной осторожностью и искренней заинтересованностью не только в стоматологическом, но и в душевном благополучии ребенка.

Обучение взрослых должно проводиться в строгом соответствии с психологическими особенностями каждого пациента. Мотивация к уходу за полостью рта может быть проведена в ходе популяционной и групповой профилактической работы, практическое обучение — только в индивидуальном порядке. Наилучшие результаты дает контролируемая чистка зубов, так как она позволяет оценить и корректировать не только представления пациента о правилах (что обычно происходит в ходе обучения на модели), но вмешаться в его реальные манипуляции и дать возможность физически почувствовать разницу в направлении и силе прилагаемых усилий, усвоить нововведения на проприоцептивном уровне.

Гигиена полости рта

По последним статистическим данным 73 % 12 летних детей в России имеют кариес зубов, в среднем, у каждого ребенка в этом возрасте поражено 2.5 зуба. У взрослых 35-44 лет этот показатель возрастает до 14 зубов. У каждого человека старше 65 лет удалено в среднем 18 зубов. Во многом, такая удручающая статистика связана с неправильной и недостаточной гигиеной полости рта.

Индивидуальная гигиена полости рта – это тщательное и регулярное удаление остатков пищи и зубного налета с поверхности зубов, дёсен и языка с помощью различных средств и приспособлений. В последнее время ассортимент предметов по уходу за полостью рта стал особенно разнообразен.

ЗУБНАЯ ЩЁТКА

– символ гигиены полости рта, утро каждого человека, заботящегося о здоровье своих зубов и десен, начинается именно с нее.

Современные производители предлагают поистине огромный выбор различных моделей зубных щеток, сориентироваться в которых, подчас, бывает весьма затруднительно.

Но, не особенности конструкции и дизайна щетки должны определять выбор, а жесткость щетины.

Ультражесткая щетина – незаменима при склонности к образованию зубного камня, при частом употреблении «красящей» еды и напитков ( кофе, крепкий чай, красное вино).

Средняя жесткость щетины – универсальный и наиболее распространённый вариант, рекомендуется при отсутствии выраженных проблем с зубами и деснами.

Мягкая и супермягкая щетина используется при кровоточивости десен и после оперативных вмешательств в полости рта.

Особенности размера чистящей головки зубной щетки , степень ее подвижности не столь важны, и являются скорее делом вкуса.

Среди различных вариантов расположения щетины на головке и оформления среза едва ли возможно выделить лучший, однако, согласно немногочисленным исследованиям щетки с ровной щетиной хуже убирают зубной налет.

Особенно важно правильно хранить щетку. После чистки зубов ее необходимо тщательно промыть водой и высушить. Хранение щетки в футляре, или ежедневное использование защитного колпачка препятствуют высыханию, что создает благоприятную среду для размножения бактерий.

Каждые три месяца необходимо заменять щетку на новую. Кроме того, менять щетку необходимо после перенесенных заболеваний полости рта и носоглотки (ангина, грипп).

Кроме обычных зубных щеток распространены электрические и ультразвуковые, их главное преимущество – в создании дополнительной вибрации, которая позволяет более эффективно удалять зубной налет. Важно понимать, что приобретение ультрасовременного устройства для чистки зубов не освобождает от соблюдения общих правил гигиены полости рта, и не сокращает их, то есть, чистить зубы дважды в день, 2-3 минуты.

ЗУБНАЯ ПАСТА

Не стоит пугаться разнообразия зубных паст, на самом деле, сориентироваться в нем достаточно просто. Сейчас в составе паст присутствует много ингредиентов, если убрать те, что создают цвет и запах, останутся: мягкий абразив ( вещество, применяемое при шлифовке), увлажнитель ( предотвращает засыхание), вяжущий материал ( придает консистенцию пасте ), детергент (для пенообразования).

На сегодняшний день есть только четыре вида пасты, обладающих доказанной эффективностью : фторсодержащая ( снижает риск развития кариеса и деминерализации эмали), с триклозаном ( оказывает противовоспалительное действие при заболеваниях десен), отбеливающая ( помогает в борьбе с темным налетом) и десенсибилизирующая ( снижает повышенную чувствительность зубов к кислому, горячему и холодному).

Для полноценного очищения достаточно количества пасты размером с горошину. Полностью покрывать пастой всю чистящую поверхность щетки нет необходимости.

Важный момент: после использования пасты с фтором не полощите рот, или делайте это не интенсивно, иначе, действующее вещество не останется на зубах, и не окажет своего защитного эффекта.

ОПОЛАСКИВАТЕЛЬ ДЛЯ ПОЛОСТИ РТА

Зубные эликсиры (ополаскиватели) для полости рта – не обязательное, а дополнительное средство ухода за полостью рта, они ни в коем случае не заменяют зубные пасты. Использование ополаскивателя предупреждает образование зубного налёта, дезодорирует полость рта. Применяется ополаскиватель дважды день, после чистки зубов. Особенно важно вечернее применение ополаскивателя, так как созданная им плёнка активных компонентов остаётся на зубах всю ночь. Ополаскивание рта водой после использования эликсира не требуется!

ПЕНКА ДЛЯ ПОЛОСТИ РТА

Средства дополнительного ухода за полостью рта в формате пенки появились на нашем рынке достаточно недавно, но многие уже успели оценить их незаменимость в некоторых ситуациях.

Пенка используется для очищения полости рта после приема пищи ( по мнению многих стоматологов, простого ополаскивания водой бывает недостаточно).

Основное действующее вещество пенок — фермент папаин, растворяющий зубной налет. Средство наносят на зубы, оставляют во рту 20-30 секунд, и сплевывают.

Применение пенок очень удобно вне дома, в пути, на работе или в школе, когда после еды нет возможности почистить зубы щёткой и пастой.

Важно помнить, что пенка не заменяет утреннюю и вечернюю чистку зубов, но ее использование вместо ополаскивателя для полости рта возможно.

ЗУБНАЯ НИТЬ (ФЛОСС)

Читать еще:  Хронический рецидивирующий афтозный стоматит (храс) – лечение, причины возникновения, симптомы
Ссылка на основную публикацию
ВсеИнструменты
Adblock
detector